Работа в несвижском гетто была организована образцово. У каждого было постоянное место работы, потому что глава юденрата Маглиф организовал мастерские портных, сапожников и столяров. Евреи работали и в мэрии. Одной из самых страшных работ в гетто было захоронение трупов. В своей книге «В Несвижском гетто и Налибокских лесах» Давид Фарфель пишет: «В таких условиях мы ещё осмеливались верить, что, возможно, ещё не все потеряно,  и лелеяли тайную мечту, что, может быть, выберемся из этого ада. Нужно было иметь необычайное бесстрашие, чтобы верить, что кто-нибудь останется в живых – возможно, только для того, чтобы быть свидетелем и создать книгу для будущих поколений, книгу об этой ужасной трагедии, которая происходила с людьми в узких переулках, маленьких домах и тесных комнатах несвижского гетто».

4 марта 1942 года до гетто дошло известие о том, что в областном центре Барановичи проведена акция уничтожения еврейского населения. Ситуация в гетто ухудшилась, до юденрата начали доходить слухи о скором уничтожении гетто. Эти слухи приносили полицейские, которые приходили к Маглифу.

Часть молодёжи начала готовиться к побегу из гетто, но уход из него был связан с принятием ответственности за жизнь других его жителей, потому что каждый отвечал за других. Если кто-то сбежит, то все оставшиеся евреи дорого заплатят за это. Никто не хотел брать на себя такую ответственность. И молодёжь, и люди старшего возраста согласились с тем, что нельзя допустить ещё одного расстрела, нельзя позволить послушно вести себя на смерть. Был создан совет рабочих (арбайтеррад), в который входили представители цехов. Совет рабочих был настоящим легальным штабом антифашистского подполья, которое действовало в гетто. Его главной целью было содействие подполью в подготовке еврейского населения к восстанию. Позже был избран исполнительный комитет цехов. В него входили в основном члены подполья — Мэссер, Барнштейн, Голдберг, Фарфель, Ляховицка, Ерахлеэль, Халявская, Шолом Холявский и др. Это была значительная альтернатива юнденрату — Совету евреев, имевшего связь с новыми властями и который не ставил задачей подготовку еврейского населения к отпору нацизму. Председателем юнденрата был варшавский адвокат Магалиф. Способный организатор, он сотрудничал с молодёжью, но не имел полного доверия с её стороны. За несколько недель до конца гетто, в июле 1942г. юденрат был переизбран. Председателя оставили прежним, однако и вновь избранный совет евреев не нашёл поддержки среди населения гетто. Возникли разногласия по вопросу организации сопротивления. Молодёжь, у которой не было родителей, планировала наладить связь с партизанами (в это время уже были сообщения, что партизаны есть, но никто ничего конкретно о них не знал), по мере возможности, приобрести оружие и в удобное время бежать из гетто, несмотря на судьбу остальных. Говорили, что лучше, чтобы спаслась, хоть часть, чем никто. Юденрат евреев, пожилые и молодёжь, имевшие в гетто родителей, были против этого. Тогда бы пришлось бежать всем, потому что тех, кто останется, немцы убьют. Население было запугано нацистами и о какой-либо помощи с его стороны не могло быть речи.

В конце декабря 1941 года были собраны выжившие члены подполья на собрание. Главными задачами подполья были: приобретение оружия и налаживание контактов за пределами гетто. Началось планирование восстания в гетто и последующее бегство в леса, чтобы присоединиться к партизанскому отряду и продолжать борьбу с немцами.

Члены движения сопротивления предложили, что, так как гетто состоит из ремесленников, то они могут избрать исполнительный профсоюзный комитет, решения которого должен признавать юденрат. Вскоре был выбран профсоюзный исполком. Он состоял в основном из членов подпольного движения. Они намеревались ограничить власть Магалифа. Подпольное движение сопротивления укрепляло своё влияние внутри общины. Подпольщики понимали, что успех восстания зависит от объединённых и активных действий всех обитателей гетто. Кроме того в Несвижском гетто существовало ещё одно подпольное движение, состоящие из группы молодых людей.

Инженерам химии Пардесу и Голбергу было доверено изготовление ядовитой серной жидкости, чтобы опекать лица и глаза немцам. Заготавливали бензин для поджога гетто. Шла работа по вооружению. Две еврейские девушки работали в комендатуре по чистке оружия. Во время работы они воровали и приносили патроны, отдельные части от оружия, гранаты. Удалось собрать даже пулемёт. С того же состава оружия Альперович принёс несколько пистолетов. Кроме того, каждый еврей сам готовил себе «оружие» — бутылки с серной жидкостью, ножи, клинки, топоры.

Когда были уничтожены евреи в г.п. Городея, юденрат созвал всех евреев в синагогу. Председатель сообщил о трагедии Городейского гетто. На заре 21 июля в гетто появились немцы. Евреев начали группировать около синагоги. Немцы сказали, что отберут молодых в рабочий лагерь. В это время со стороны нацистов раздался выстрел. Евреи, которые стояли в колонне, разбежались и начали хватать оружие. Те, что имели бензин, подожгли гетто, Дукер начала стрелять из пулемёта. Восстание продолжалось целый день. Руководителем был Шолом Холявский. К вечеру ему удалось выбраться из гетто, которое всё было завалено телами убитых. Холявский писал, что сам видел, как врач Кесаль в горящем гетто, среди криков евреев, нападавших с яростью на немцев, делал раненым перевязки. К вечеру вся территория гетто была усеяна трупами. Всего было убито 700 человек.

В воспоминаниях Д. Фарфеля есть сведения, что спастись удалось лишь 28 евреям, впоследствии они воевали в партизанских отрядах. Большинство из них не дожили до дня освобождения. Во время восстания было убито и ранено 40 немцев и их пособников.

Первое в истории Великой Отечественной войны восстание в гетто закончилось трагически. В своей книге Давид Фарфель, с печалью, горечью, болью, но и с гордостью за свой народ пишет: «Вечером, когда стало темно, мы решили, что выйдем этой ночью. Проведя пять дней без хлеба и воды, мы нашли в себе силы, необходимые чтобы сделать это. Я вышел первым, и передо мной предстала картина, которая и пугала, и радовала. Большая часть города сгорела. Каждый мой шаг вызвал шум, потому что повсюду были разбросаны вещи. Сердце радовалось тому разрушению, которое видели глаза. Мы не пошли, как скот на бойню, и среди убийц были жертвы, нанесённые стойким сопротивлением бойцов гетто. В тот период, когда фашистские войска ещё двигались на восток, маленькая и одинокая группа евреев отважилась, поднять восстание. Мы были последние пятеро евреев, которые покинули гетто. В тусклом свете рассвета 22 июля 1942 года тлели останки сгоревших зданий. Маленькие огоньки мерцали на пепелище гетто, как поминальные свечи по погибшим повстанцам».

Как свидетельствуют документы из зонального Государственного архива г. Барановичи, трупы расстрелянных закапывали на месте, а часть свозили в Альбянский лес, который находился в пяти километрах от Несвижа. Из рассказов старожилов города известно, что несколько сотен евреев, погибших в гетто, похоронили в начале ул. Сновской.

Нацистская политика геноцида в отношении еврейского населения Беларуси являлась составной частью Холокоста европейского еврейства. Количество жертв Холокоста точно не посчитано, работа ведется и сейчас, но принято считать, что примерно свыше шести миллионов евреев подверглись уничтожению. Среди них и жители нашего района, и непокоренные несвижане, первыми поднявшими восстание в гетто.

Belarusian BE English EN Russian RU